О киностудии

Начало

Кинопроизводство в Беларуси началось в 1924 году, когда было организовано Государственное управление по делам кинематографии и фотографии (Белгоскино). В 1928-м в Ленинграде была создана студия художественных фильмов под названием «Советская Беларусь», а с 1939 года она переведена в Минск, с 1946 года переименована в «Беларусьфильм».

Первый художественный фильм «Лесная быль» создан в 1926 году (режиссер Ю.Тарич). Тема борьбы народа за национальное и социальное освобождение была ведущей в кинематографии 1920-1930 гг. («Кастусь Калиновский», режиссер В.Гардин; «В огне рожденная», режиссер В.Корш-Саблин; «Одиннадцатое июля», режиссер Ю.Тарич и др.). С конца 1920-х появились фильмы на темы современности: «Дважды рожденный» (режиссер Э.Оршанский), «Искатели счастья» (режиссер В.Корш-Саблин). Начали сниматься фильмы для детей. Значительное место в 1930-е занимали экранизации литературных произведений: повести Ю.Тынянова «Поручик Киже» (режиссер А.Файнциммер), повести З.Бядули «Соловей» (режиссер Э.Оршанский), рассказа А.Чехова «Маска» (режиссер С.Сплошнов) и др.

Пришла война

В годы Великой Отечественной войны белорусские кинематографисты-документалисты в числе первых снимали фронтовые репортажи, создавали партизанскую кинолетопись республики, а в 1945 году киностудия «Советская Беларусь» возобновила свою деятельность. В послевоенные годы большей частью продолжали выпускаться документальные фильмы и киножурналы. Большой творческой удачей послевоенного периода стал художественный фильм о герое минувшей войны — «Константин Заслонов» (Владимир Корш-Саблин и Александр Файнциммер, 1949 год), другая крупная работа на тему войны: «Часы остановились в полночь» (Николай Фигуровский, 1958 год).

В 1960 году было построено новое здание студии, где начали работу три творческих объединения: художественных фильмов, документальных «Летопись» и телевизионных «Телефильм», мастерская мультипликационных фильмов.

Заметные военные фильмы этого времени: «Третья ракета» (Ричард Викторов, 1963), «Альпийская баллада» (Борис Степанов, 1965), «Через кладбище» (Виктор Туров, 1965), «Я родом из детства» (Виктор Туров, 1966), два фильма по мотивам романа «Партизаны» Алеся Адамовича — «Война под крышами» (Виктор Туров, 1967) и «Сыновья уходят в бой» (Виктор Туров, 1969), тема войны в детском кино — «Девочка ищет отца» (Лев Голуб, 1959), «Иван Макарович» (Игорь Добролюбов, 1968) и др.

Другие времена

С начала 1960-х значительное внимание уделяется как историческим фильмам: «Красные листья» (Владимир Корш-Саблин, 1958), «Москва — Генуя» (Алексей Спешнев, при участии Владимира Корш-Саблина и Павла Арманда, 1964), «Я, Франциск Скорина...» (Борис Степанов, 1970) и др., так и фильмам для детей и юношества: «Город мастеров» (Владимир Бычков, 1965), «Анютина дорога» (Лев Голуб, 1967), «Мы с Вулканом» (Валентин Перов, 1969).

На судию «Беларусьфильм» по распределению приезжает выпускник ВГИКа, мастерской Михаила Ромма – Валентин Виноградов. Вместо дипломной короткометражки он снимает полный метр — «День, когда исполняется 30 лет». Этот фильм становится кассовым. На своей следующей картине, «Письма к живым», Виноградов работает с Алесем Кучаром — известным белорусским писателем и сценаристом. Фильм о судьбе партизанки-революционерки Веры Хоружей был основан на реальных событиях. В следующем фильме «Письмах к живым» Виноградов уже нащупывает свой стиль и свою эстетику — с визуальными метафорами, с сильными контрастными образами, резкими ракурсами, что зачисляет его к приверженцам модернистического направления - экспрессионизма. В 1966 году поставил притчу о войне «Восточный коридор».

В 1970-е годы на «Беларусьфильм» приходят новые режиссёры со свежими взглядами на кинематограф. Появляются фильмы хоть и заключённые в предписанные идеологические рамки, но творчески исполненные на высоком уровне: «Вся королевская рать» (Наум Ардашников и Александр Гуткович, 1971), политический памфлет «Вашингтонский корреспондент» (Юрий Дубровин, 1972), экранизация произведений Джека Лондона «Время-не-ждёт» (Виталий Четвериков, 1975) и Владимира Короткевича «Дикая охота короля Стаха» (Валерий Рубинчик,1979) (позже картина будет названа «первым советским мистическим триллером»).

Заметные фильмы о войне этого периода: «Батька» (Борис Степанов, 1971), «Пламя» (Виталий Четвериков,1974), «Волчья стая» (Борис Степанов, 1975), «Чёрная берёза» (Виталий Четвериков, 1977).

В белорусском кино этого периода чрезвычайно ярко выделяются фильмы для детей и юношества: экранизация произведений Анатолия Рыбакова «Кортик», «Бронзовая птица» (Николай Калинин, 1973 и 1974 годы) и «Последнее лето детства» (Валерий Рубинчик, 1974); мюзиклы по сюжетам сказок «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку» (Леонид Нечаев, 1975 и 1977 годы); по мотивам «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского «По секрету всему свету» (Игорь Добролюбов, 1976), «Удивительные приключения Дениса Кораблёва» (группа режиссёров, 1979); о войне «Полонез Огинского» (Лев Голуб, 1971) и «Венок сонетов» (Валерий Рубинчик, 1976).

В начале 1980-х годов появляются такие комедии как «Культпоход в театр» (Валерий Рубинчик, 1982), «Белые Росы» (Игорь Добролюбов, 1983). В это десятилетие снимаются фильмы по литературным произведениям: дилогия по «Полесским хроникам» Ивана Мележа «Люди на болоте» и «Дыхание грозы» (Виктор Туров, 1981 и 1982 годы), фильм по одноимённой повести Василя Быкова «Знак беды» (Михаил Пташук, 1986), лирическая повесть по мотивам произведений Ивана Бунина «Несрочная весна» (Владимир Толкачиков, 1989).

Событием 1985 года стал снятый совместно с киностудией «Мосфильм» к 40-летию Победы авторский фильм Элема Климова по сценарию Алеся Адамовича «Иди и смотри». «Иди и смотри» Э.Климова, по версии журнала TimeOut, занимает шестую строчку в списке «50 лучших военных фильмов всех времён». Британский журнал  Empire  включил ленту в список «500 величайших фильмов всех времён». По результатам опроса, проведённого в 2012 году британским журналом Sight&Sound среди режиссёров, картина заняла 30 место в списке лучших фильмов всех времён.

Леонид Нечаев в это десятилетие выпускает несколько лент для детей и юношества: «Проданный смех» (1981), «Сказка о Звёздном мальчике» (1983), «Рыжий, честный, влюблённый» (1984), «Питер Пэн» (1987), другие заметные картины для этой аудитории: «Летние впечатления о планете Z» (Евгений Марковский, 1986), «Воля Вселенной» (Дмитрий Михлеев, 1988).

Перестроечное кино: «Наш бронепоезд» (Михаил Пташук, 1988 — о мирной жизни на гражданке охранников сталинских лагерей) и «Меня зовут Арлекино» (Валерий Рыбарев, 1988 — о жизни провинциальной молодёжи). Последний также является и самым кассовым белорусским фильмом, за первые 15 месяцев демонстрации ленты в кинотеатрах СССР её посмотрела аудитория в 41,9 млн. человек.

В 1995 году к 50-летию победы над фашизмом ЮНЕСКО составило список из 100 наиболее значимых фильмов мира о Второй мировой войне. В него вошла и белорусская картина Виктора Турова «Через кладбище».

Национальная киностудия «Беларусьфильм»

В 1997 году Указом Президента Республики Беларусь киностудии «Беларусьфильм» присвоен статус национальной.

1990-е годы отмечаются определённым застоем в творческих и экономических процессах национального кинематографа. Хотя в это десятилетие и выпущено более 60 полнометражных фильмов, однако в условиях социально-политических изменений большинство из них оказались невостребованными прокатными организациями. Среди картин, которые имели успех на телевидении: многосерийный фильм «Белые одежды» (Леонид Белозорович, 1992) по одноимённому роману Владимира Дудинцева, вторая и третья часть киноповести «Любить по-русски» (Евгений Матвеев, 1996 и1999 годы. Наоборот, практически неизвестными оказались работы двух самобытных женщин-кинорежиссёров: драма межнациональных отношений «Я — Иван, ты — Абрам» (Иоланда Зоберман, 1993) и сказка «Падение вверх» (Елена Трофименко, 1998) получившая несколько наград национальных и международных кинематографических мероприятий.

В 2000 году выходит кинофильм «В августе 44-го…» (Михаил Пташук). Он получил большое признание на многочисленных фестивалях: в том числе Гран-при МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь»  в Тамбове; приз и диплом за лучшую операторскую работу В.Спорышкова на МКФ «Лістапад – 2000»; специальный приз кинофестиваля «Кинотавр – 2001» в Сочи; приз за  лучшую мужскую роль на МКФ  «Бригантина – 2001» в Бердянске актеру В.Галкину. Фильм был номинирован на престижную премию российской киноакадемии «Ника – 2002». С картиной Михаила Пташука на киностудию «Беларусьфильм» вернулась её основная тема — Великой Отечественной войны.

Состоялись дебюты молодых режиссёров, выпускников Белорусской государственной академии искусств учеников народного артиста СССР В.Турова – И. Павлова, И. Волох, Р. Грицковой и мастерской народного артиста Республики Беларусь М.Пташука – А.Голубева, Д.Скода. Студия уделяет большое внимание работе над совместными белорусско-российскими проектами («Майор Ветров», «В июне 1941-го» А.Франскевича).

Лирическая комедия А.Ефремова «Поводырь» (2001) приобрела  большую популярность как у зрителей,  так и у профессионалов.  Кинокартина получила  приз зрительских симпатий МКФ «Золотой Витязь» (2002), исполнители главных ролей белорусские актеры В.Арланова и П.Юрченков-младший отмечены призами на кинофестивале в г.Бердянске «Бригантина – 2001»;  А.Ефремов награжден специальной премией Президента Республики Беларусь за кинофильм «Поводырь» в 2001 году.
В 2002 году после долгого перерыва на киностудии было начато производство художественных телесериалов. Первым из них стал четырехсерийный фильм «Подружка осень» (К.Капица), созданный совместно белорусскими и российскими кинематографистами. Он приобретен многими телеканалами и окупил все затраты на его производство.

Одним из наиболее заметных периодов современного этапа развития национального кино стал 2007 год: вышло 7 художественных и 5 анимационных фильмов. Студия «Летопись» выпустила 29 документальных картин. За этот год работы киностудии участвовали в тридцати международных и региональных кинофестивалях и получили около 30 наград. Творческие успехи и появление положительных экономических результатов от производства и проката фильмов (прибыль за 2007 год составила эквивалент 520 тыс. долларов США) позволили говорить о преодолении этапа застоя белорусского кинематографа. Похожие показатели были достигнуты и в 2008—2009 годах. Среди картин этих лет: «Родина или смерть» (А.Криницына, 2007), «Враги» (М.Снежная, 2007), «Кадет» (В.Дудин, 2009) и др.

Несколькими годами позже активно себя проявляют ученики мастерской Виктора Турова – Александр Колбышев с фильмом «Волки», Андрей Кудиненко с первым белорусским фильмом ужасов «Масакра».
Сегодня белорусскому кинематографу удалось сохранить все основные кинематографические профессии и кадровый состав киностудии. Сейчас на Национальной студии «Беларусьфильм» активно работают три подразделения: студия игрового кино, студия документального кино «Летопись», а также студия анимационных фильмов. Работает театр-студия киноактера.

Студия анимационных фильмов

За 42 года существования анимационной студии было снято более 200 фильмов в разной технике одушевления: рисованные фильмы, кукольные, перекладка (плоская марионетка, песок).

Пройдя все этапы технического прогресса, от целлулоидного метода, до компьютерных технологий, студия анимационных фильмов имеет всё необходимое компьютерное лицензионное оснащение, для съёмок семи 10-13-минутных картин в год. 
На студии работают высокопрофессиональные режиссеры анимационного кино, такие как Игорь Волчек, Александр Ленкин, Михаил Тумеля, Владимир Петкевич, Ирина Кодюкова, Елена Петкевич, Елена Турова, Наталья Хаткевич и др., а также высококвалифицированные художники-постановщики: Татьяна Кублицкая, Алла Матюшевская, Дмитрий Суринович.

Студия документальных фильмов «Летопись»

Студия «Летопись» является структурно-творческим подразделением Национальной киностудии «Беларусьфильм». Она создана в 1968 году на базе Минской студии научно-популярных и хроникально-документальных фильмов. Под брендом «Летописи» за полувека её существования создано около двух с половиной тысяч единиц документальной кинопродукции, отражающих различные аспекты жизни белорусского общества за полувековой период и оставивших зримые свидетельства новейшей истории Беларуси.

Из достижений советских времен следует отметить Государственную премию СССР режиссера Виктора Дашука за документальные циклы «Я из огненной деревни» и «У войны не женское лицо» (1985), Государственные премии БССР Иосифа Вейнеровича (1968), Юрия Лысятова (1982), Виктора Шаталова (1984), Юрия Цветкова (1986). Призами и наградами всесоюзных международных и международных кинофестивалей отмечались фильмы Д.Михлеева, В.Сукманова, Р.Ясинского, С.Лукьянчикова, В.Цеслюка, С.Петровского, А.Карпова, А.Рудермана, А.Пелешян, С.Гайдука, А.Алая, А.Каневского, И.Коловского, Н.Князева.

Продолжением традиций и ярким явлением образного осмысления жизни в самых разнообразных её проявлениях стало документальное кино независимой Республики Беларусь. В 1994 году Государственной премией Республики Беларусь отмечены Михаил Ждановский за создание цикла фильмов «Дорога на Куропаты», «Жаўрукі Беларусі», «Успамін пра Міколу Равенскага», Зинаида Можейко, Нина Савва, Олег Шкляревский за этномузыкальные фильмы «Палесскія калядкі», «Пранясі, божа, хмару». Премией «За духовное возрождение» отмечен Юрий Горулев (2006), Специальной премией Президента Республики Беларусь Анатолий Алай (2006), Галина Адамович (2013), премией Федерации профсоюзов Республики Беларусь отмечены А.Алай, С.Смирнов (1991), С.Гайдук (1993), Р.Ясинский (1995), Ю.Лысятов, М.Кирьянова (1999), В.Аслюк (2001), Н.Князев (2009), Е.Сетько, В.Мороз (2015). Звания Народный артист Беларуси удостоен Анатолий Алай (2017).

В целом, за годы существования независимой Республики Беларусь создано более 570 документальных фильмов. Призами и наградами отмечено более 100 фильмов, общее количество государственных наград и призов кинофестивалей составляет порядка 200.

Благодаря участию в международных кинофестивалях, в том числе самых престижных, белорусское документальное кино под брендом «Летопись» знают во всем кинематографическом мире. Фильм Виктора Аслюка «Мы живем на краю» отмечен наградами более 15 престижных международных кинофорумов, в 2002 году получил Приз Европы в Берлине за лучший документальный фильм. Его лента «Кола» отмечена наградами 10 кинофестивалей. Кинорежиссер Виктор Аслюк является членом Европейской Академии кино. Картина Галины Адамович «Боже мой!» получила приз за лучший документальный фильм на 40-ом Международном кинофестивале класса «А» в Карловых Варах (Чехия, 2006 год), всего эта лента отмечена призами 15 кинофестивалей. Наградами 10 кинофорумов отмечен её фильм «Завядзёнка».

В последние годы призами международных кинофорумов неоднократно отмечались фильмы «Крокі над вадой» Юрия Тимофеева, «Чужое и своё» Галины Адамович, «Драўляны народ» Виктора Аслюка, «Не адзін» Ольги Дашук, «Чернобыль. Экзамен для нации» Евгения Сетько, кинофильмы военной тематики старейшего режиссера-кинодокументалиста Анатолия Алая. Большой общественный резонанс вызвал фильм молодого режиссера Игоря Чищени «Першадрук», посвященный Франтишку Скорине и 500-летию первой белорусской печатной книги.

В суверенной Беларуси активно работали и работают в документальном кино Вадим Сукманов, Ришард Ясинский, Адольф Каневский, Станислав Гайдук, Владимир Цеслюк, Сергей Петровский, Сергей Лукьянчиков, Николай Князев, Юрий Горулев, Михаил Ждановский, Анатолий Алай. Лучшие традиции старейших мастеров продолжают Виктор Аслюк, Галина Адамович, Ольга Дашук, Ирина Волох, Евгений Сетько, Юрий Тимофеев. Активно заявляет о себе и молодое поколение кинодокументалистов – режиссеры Дмитрий Махамет, Дарья Юркевич, Игорь Чищеня, Наталья Жамойдик, Александра Маркова.

Национальная киностудия «Беларусьфильм» - это преемственность в культуре, бережное отношение к традициям

Национальная киностудия «Беларусьфильм» является одной из ведущих студий в Восточной Европе. За всю историю существования студии было снято около 500 игровых фильмов, порядка 1900 документальных, научно-популярных и более 200 анимационных фильмов. Ежегодно выпускают 6 игровых, 15 документальных и 5 анимационных фильмов. Больше 140 проектов, созданных в копродукции с другими странами. 20-30 кинопроизводящих компаний из Российской Федерации ежегодно пользуются услугами производственной базы киностудии.